Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 и рекламные ограничения

26 января 2018 в 23:52
1227 просмотров
article4170.jpg

В преддверии чемпионата мира по футболу, финальная часть которого пройдет в России, юридические проблемы рекламы, связанной с этим мероприятием, становятся более чем актуальными.

Известно, что в 11 городах проведения ЧМ ограничат размещение наружной рекламы. Одним из главных требований является ее отсутствие на территории двух километров от футбольных стадионов, а также ста метров от фан-зоны. Также планируется ограничить размещение рекламы вдоль протокольных маршрутов FIFA. Ответственность за нарушение данных требований достаточно высока, причем как в материальном плане, так и в репутационном, ведь скандал, связанный с рекламой, способен навредить имиджу бренда.

Традиционно первыми предложения рекламных мест получают партнеры Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 — 11 российских и международных компаний: Adidas, Coca-Cola, «Газпром», Qatar Airways, Hyundai/Kia Motors, Bud, McDonalds, китайская корпорация Wanda-Group и две компании — производителя техники — Vivo и Hisense. А также один региональный спонсор — «Альфа-банк».

По опыту проведения Кубка конфедераций 2017 года можно говорить о том, что организаторы и спонсоры задействуют лишь рекламные площади вокруг ключевых спортивных объектов и на главном маршруте следования до мест соревнований. На всех этих объектах действуют правила размещения рекламы, определенные в статье 18 ФЗ-108 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»: «Требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы и осуществления торговой деятельности в период осуществления мероприятий». В соответствии с требованиями закона на этих территориях не должно быть иной рекламы, кроме рекламы самого чемпионата, а также спонсоров и партнеров FIFA.

Нарушителям положений ФЗ-108 обещаны гигантские штрафы и особое внимание правоохранителей. В контроле рекламных поверхностей будут участвовать получившие специальный инструктаж сотрудники полиции и «большая группа специалистов, уполномоченная FIFA».

По оценке ряда экспертов, партнеры чемпионата мира уже столкнулись с дефицитом рекламных мест. Это создает нервозность на рынке и толкает некоторых рекламодателей на незаконные размещения, что грозит их компаниям многомиллионным штрафам. В городах проведения чемпионата в ходе мониторинга обнаружены факты незаконного размещения наружной рекламы. Пользуясь ажиотажем, недобросовестные рекламные агентства вводят партнеров чемпионата мира в заблуждение, предлагая места, не включенные в 2017 году в реестр рекламных конструкций, составленный по всем маршрутам следования клиентских групп FIFA, а также незаконные места, на которые отсутствует разрешительная документация.

В редакцию нашего издания поступила информация об использовании рекламодателем ООО «Хендэ Мотор СНГ» незаконной рекламной конструкции в преддверии Российского инвестиционного форума в Сочи в 2018 году. Мы сделали запрос в администрацию города Сочи, и представитель администрации подтвердил, что на ул. Мира, 44 действительно самовольно размещен брандмауэр. Судя по всему, ответственность за незаконное размещение несет компания «Арт Финанс Казань». Как следует из представленных документов, данная компания неоднократно получала отказ на рекламные места, а после незаконного размещения рекламы Hyundai нагло отправила в городскую администрацию заявку на это место. Мы обратились к отраслевому сообществу, ведущим экспертам рынка закупок наружной рекламы с просьбой подтвердить надежность данного игрока, и они отметили, что «Арт Финанс Казань» была неоднократно уличена в подобных деяниях по всей России, при этом сама она находится в Казани.

В течение трех дней после получения предписания городской администрации Сочи бренд Hyundai должен демонтировать свою рекламу с рекламной конструкции. Рекламораспространитель («Арт Финанс Казань») может быть привлечен к административной от­ветс­твен­ности в со­от­ветс­твии с КО­АП РФ, статья 14.37, поскольку подоб­ные де­ла сра­зу пе­ре­да­ют­ся в ар­битраж­ный суд.

Для чего мы приводим пример с Hyundai? Во-первых, это репутационные потери крупного рекламодателя, спонсора чемпионата мира по футболу, связанные с демонтажом его рекламы. Во-вторых, это довольно крупные бюджетные траты. По экспертной оценке, размещение, представленное на фотографиях, может оцениваться в районе 6 млн руб. в месяц. В-третьих, это явная коррупционная составляющая, и здесь конечная ответственность лежит на лице, принявшем данное место в адресную программу размещения. В-четвертых, сейчас, в гонке за деньгами, растет предложение незаконных мест со стороны недобросовестных подрядчиков, обманом вышедших на рынок, и наша обязанность — предостеречь партнеров FIFA от материального и репутационного ущерба.

Хотелось бы напомнить всем предпринимателям: на раз­ме­ще­ние рек­ла­мы дол­жно иметься разре­ше­ние, а сам носитель дол­жен быть вклю­чен в схе­му раз­ме­ще­ния рек­ламных конструкций го­ро­да, где бу­дет ука­за­но его точ­ное мес­то и ха­рак­те­рис­ти­ки.

Говоря об участниках рекламного рынка, мы имеем в виду всех участников процесса: непосредственно самих рекламодателей, рекламные агентства и собственников рекламных конструкций. Любой сбой в этой цепочке способен принести крупные проблемы бизнесу.

Отдельно стоит отметить, что в городах проведения чемпионата мира проходят и будут проходить аукционы на установку рекламных мест, и здесь необходимо следить за сроками разрешения. Место, на которое разрешение было выдано вчера, может не иметь его сегодня.

В преддверии чемпионата мира по футболу ежедневная работа властей по контролю рекламных поверхностей продолжается. К сло­ву, ко мно­гим на­ру­ши­те­лям за­ко­на о рек­ла­ме ре­аль­ный мил­ли­он­ный штраф уже при­шел.