Участники рекламного рынка будут сами решать свои проблемы

7 октября 2017 в 20:44
165 просмотров
article3970.jpg

Пилотный проект по саморегулированию рынка рекламы будет реализован в Нижнем Новгороде.

5 октября 2017 года в ТПП Нижегородской области состоялось заседание общественного комитета по рекламе («Рекламный совет Нижегородской области»).

Темами встречи стали подведение итогов рекламного форума, прошедшего 14-15 сентября в рамках VI Международного бизнес-саммита, проект концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России, а также изменения от 20.09.2017 в правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 № 119).

Председатель комитета Сергей Стешов представил проект резолюции рекламного форума. Он отметил, что участники деловых мероприятий форума определили основные проблемы рекламной отрасли. Среди них – правовая регламентация рекламной деятельности богата не только позитивными достижениями, но и дефектами, которые негативно влияют на уровень правовой культуры субъектов рекламного процесса, особенно потребителей рекламы. Одним из эффективных способов противодействия нарушению прав граждан ненадлежащей рекламой является механизм введения ограничений. Причинами ограничений в рекламном праве является социальная необходимость (детский и подростковый алкоголизм, игромания, беспризорность и другие), требования общественности, специфика экономической ситуации в стране, лоббирование рекламным сообществом отмены одних и введения других ограничений. Однако, механизм ограничений, наряду с позитивными результатами, при непродуманном обращении может служить неким путем к перспективному дефекту в реализации нормативных установлений, к признанию впоследствии конкретных норм ложными, ошибочными.

Кроме того, направленные на достижение позитивного, полезного для общества результата ограничения порой приводят к неожиданным и незапрограммированным последствиям. Так, в рекламной сфере можно говорить о биполярности результатов ограничений. Показательна негативная сторона ряда популярных, вызвавших общественный резонанс ограничений, введенных в разное время: рекламы пива, алкогольной продукции, азартных игр, оружия, медикаментов, медицинских услуг, эфирного рекламного времени и т.д. Следствием этого стало удорожание рекламного времени, рекламного продукта и, как следствие, самого объекта рекламирования. Невозможность в прежнем объеме рекламировать конкретную марку или продукт в целом привело к появлению рекламы «зонтичных брендов», укреплению позиции монополистов, вытеснению с рекламного пространства социальной рекламы.

Нормотворческая деятельность и процесс ее совершенствования в современной России во многом зависит от исследования эффективности права. Ошибки законодателя приводят к ощутимым для общества, часто трудно преодолимым последствиям. Актуальным представляется их исключение на стадии правотворческого процесса. Этому будет способствовать дополнение правотворческого процесса последующим самоконтролем и многоуровневым, тесным контактом нормотворческих органов при разработке нормативных предписаний ограничительного или запретительного характера с субъектами рекламной деятельности. Представляется необходимым институционализация наблюдения за исполнением законодательства с целью своевременной корректировки результатов текущей нормотворческой деятельности. Активный мониторинг в сфере рекламного законодательства способен привести к скорейшему прекращению действия ложных, ошибочных норм. Устранение дефектов упорядочит и сделает более результативной работу по регламентации рекламной деятельности, повысит эффективность работы сферы рекламного бизнеса.

Все предложения участников рекламного форума по решению данных вопросов отражены в проекте резолюции.

Сергей Стешов представил проект концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России, в частности, в Нижегородской области. Он рассказал, что данная концепция создана рабочей группой при Комитете по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ. Впервые она была презентована 28-29 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге на Всемирном коммуникационном саммите, организованном Международной рекламной ассоциацией при поддержке ФАС России и правительства Санкт-Петербурга.

Исторические процессы по развитию рекламного саморегулирования и со-регулирования, как удачный, так и неудачный опыты подвели рекламную индустрию и государство в лице регулятора к тому, что сегодня сложились все обстоятельства – и объективные и субъективные – для создания полноценной системы саморегулирования.

Учитывая негативный российский опыт, в данной концепции предполагается не набор сиюминутных мероприятий по созданию еще одной организации, а программа поэтапного развития на пять лет.

Для избежания ошибок в дальнейшем при разработке концепции ее авторы приняли решение не просто изучить опыт создания и работы органов саморегулирования стран, отличающихся друг от друга и территориями, и государственным устройством, и общественным менталитетом, но и вынести этот опыт на публичное обсуждение посредством ресурса – СИИ «Рекламный совет».

Принципы саморегулирования всегда одни и те же: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой, сделанной с чувством гражданской ответственности перед потребителем и обществом и с соответствующим уважением правил честной конкуренции. Это достигается с помощью правил и принципов лучшей рекламной практики, которыми добровольно связывает себя рекламная индустрия. Правила применяются организациями саморегулирования, созданными для этой цели и основанными самой рекламной индустрией. Цель – обеспечение высоких стандартов в рекламе, доверия и уверенности потребителя для пользы всех, кто в этом заинтересован.

Данные стандарты прописаны в российском кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Планируется, что соответствие рекламных сообщений нормам кодекса будет контролироваться саморегулируемыми организациями.

Пилотными регионами по реализации концепции обозначены Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Нижегородская и Свердловская области. Это связано с тем, что в данных регионах существуют активные действующие общественные структуры в сфере рекламной деятельности.

Сергей Стешов подчеркнул, что передача части полномочий от экспертных советов при территориальных управлениях ФАС России возможна через региональные Торгово-промышленные палаты, которые существуют в каждом регионе.

В заключение встречи члены комитета обсудили изменения от 20.09.2017 в правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 № 119) и приняли решение провести 24 октября 2017 года обсуждение по данному вопросу, поскольку поправка затрагивает интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере рекламы, а также интересы частных собственников земельных участков на территории Нижнего Новгорода, ограничивает конкуренцию и дает необоснованное преимущество государственному собственнику (собственнику муниципального земельного участка, земельного участка субъекта РФ, земельного участка РФ) перед частным собственником, который лишается возможности использовать свой участок путем размещения на нем рекламных конструкций.