Рекламный рынок Казани

25 ноября 2013 в 15:24
2128 просмотров
article886.jpg

Андрей Жерновой, ведущий специалист отдела региональных исследований АЦ Vi о текущем состоянии и перспективах развития рекламного рынка региона.

Наружная реклама всегда занимала одну из ведущих позиций в столице Татарстана. Сегодня это один из наиболее востребованных сегментов рынка рекламы. Казань стала первым городом, где начали проводить аукционы по продаже наружной рекламы, так как к сентябрю 2012 года выданные ранее пятилетние контракты на эксплуатацию установленных в Казани конструкций закончились у 98% владельцев. И Казань стала первым городом, который столкнулся с рядом проблем, связанных как с недоработками в законодательстве, так и большим желанием операторов уйти от аукционных торгов.

В этом же году местные власти перед проведением торгов внедрили новую территориальную схему размещения рекламных конструкций, согласно которой общее число коммерческих щитов 3х6 в городе уменьшилось на треть. Билборды были полностью демонтированы в историческом центре города. Убраны все перетяжки, размещенные над проезжей частью автодорог. В планах городских властей приоритетным остается наведение порядка в сфере размещения рекламы на зданиях. На январь 2013 года количество рекламных поверхностей составило свыше 2 000 шт., а их общая площадь превысила 50 000кв.м.

В результате проведенных торгов число владельцев рекламных конструкций в Казани сократилось с 39 до 10. Первая тройка крупнейших игроков казанского рынка наружной рекламы практически не изменилась: в ее составе остались: «АПР-Сити/ТВД» (Russ Outdoor), «Лариса-Сити» (Gallery). Прежний лидер рынка – компания «Биг Борд» – значительно сократила свое присутствие на рынке. В тройку лидеров после торгов вошла петербургская компания «Постер».

Кроме того на казанский рынок вышли такие известные российские агентства, как московская компания «Форт Медиа» и петербургская компания «Корпорация Руан». Еще один до недавнего времени крупный владелец билбордов — компания «Неон-Арт-М» — сумела выкупить только 18 мест против прежних 209.

Распределение рекламных конструкций 3х6 между операторами наружной рекламы

Источник: kazan.dkvartal.ru

Сокращение числа игроков, количества рекламных конструкций и практическое удаление из игры малого бизнеса привело к увеличению цен на рынке наружной рекламы. По информации участников рынка, год назад (до торгов) средняя цена щита 3х6 в месяц составляла приблизительно 18 тыс. рублей, а сейчас его цена достигает 30 — 50 тыс. Несмотря на столь высокий рост цен, по информации мэрии города на сегодняшний день средняя ежемесячная загрузка рекламных поверхностей находится на достаточно высоком уровне – 80-90%.

Однако, по мнению начальника управления наружной рекламы и информации исполкома Казани «перед Универсиадой рынок, скорее всего, был искусственно разогрет и по окончании Универсиады, произойдут корректировки в ценовой политике, спрос отрегулирует предложение».

По нашему мнению, рост цен на наружную рекламу будет сдерживаться, иначе есть шанс, что рекламодатели попросту переориентируются на другие виды рекламы.

Кроме того, ставить точку на существовании малого и среднего рекламного бизнеса еще рано, так как ФАС России планирует внести ряд поправок в Федеральный закон «О рекламе», которые позволят увеличить долю малого и среднего бизнеса на рынке наружной рекламы. Ведомство предлагает обязать предоставлять малому бизнесу не менее 15% площади информационных полей либо не менее 20% рекламных конструкций в городе. Такая мера позволит усилить конкуренцию и, как следствие, снизить цены на рекламные носители.

Еще одно значимое событие на рынке наружной рекламы Казани произошло в сегменте уличной мебели. В середине 2013 года Казань стала пилотным городом в проекте оператора наружной рекламы «Russ Outdoor», по созданию системы проката велосипедов – «Veli’k». В течение 15 лет компания будет обслуживать сервис, получая за это вознаграждение от принадлежащего городским властям Банка Казани и доходы от рекламы на велотерминалах.

Власти Казани приветствуют внедрение передовых образцов уличной мебели и запуск программ благоустройства городской среды. Как показывают тенденции последних лет, количество щитов, брандмауэров, пилонов становится все меньше, это способствует росту привлекательности сегмента уличной мебели не только для мелких, но и для крупных операторов наружной рекламы.

А вот что касается рекламы на общественном транспорте, то в 2013 году власти Казани, среди прочих мер по наведению порядка в сфере размещения рекламы в городе, ввели окончательный запрет на размещение рекламы на бортах автобусов, трамваев и троллейбусов. Скорее всего, в перспективе эта мера поспособствует переходу с рекламы на общественном транспорте на современные электронные табло и бегущие строки.

По итогам 1-3 квартала 2013 года объем сегмента наружной рекламы составил 534,2 млн.руб. без НДС, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38%. В общих рекламных затратах доля наружной рекламы составила 34%. Прирост доли составил 3п.п. к аналогичному периоду прошлого года.

Что касается типа конструкций, то наибольшая доля рекламных бюджетов приходится на щиты 3х6 (билборды), они остаются наиболее востребованным форматом наружной рекламы, несмотря на значительный рост цен. На втором месте – брандмауэры.

Распределение бюджетов в наружной рекламе по типу конструкций, 1-3 кв. 2013 г., %

Динамика распределения бюджетов в наружной рекламе по типу конструкций, 1-3 кв. 2012-2013 гг.

Следует отметить, что по всем типам конструкций в 2013 году наблюдается положительная динамика рекламных бюджетов.

Этому способствовал, прежде всего, рост цен на размещение рекламы, который произошел из-за сокращения числа рекламных конструкций в Казани, а так же немаловажную роль в увеличении тарифов сыграла Универсиада, в преддверии которой владельцы рекламных конструкций максимально старались извлечь выгоду.

Кроме того, прирост наблюдается и в формате малых рекламных конструкций. Отчасти это можно связать с перераспределением рекламных бюджетов малого бизнеса, который после передела рынка наружной рекламы был вытеснен из наиболее востребованного сегмента рекламных щитов форматом 3х6 (билбордов) в более доступные форматы.

ТОП-10 товарных категорий по объему бюджетов в наружной рекламе в Казани, 1-3 кв. 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС


Источник: АЦ Vi

Бюджеты в сегменте наружной рекламы распределились следующим образом: наибольшую долю (22,3%), как и прежде, занимает категория «Торговые организации». На второе место вышли «Легковые автомобили» – 16,4%. Следующими по доле стали категории «Финансовые и страховые услуги» (12,4%) и «Услуги сотовой связи» (7,3%). Товарные категории «Строительные товары и услуги» и «Мебель, предметы интерьера», продемонстрировали отрицательную динамику роста, сократив свою долю почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основными рекламодателями в наружной рекламе за рассматриваемый период стали «Транстехсервис», «Мегафон», «Эльдорадо», «Билайн», «Metro group». Их суммарная доля в общем объеме затрат на наружную рекламу составила почти 15%.

Источник: http://www.sostav.ru/publication/mediareklamnyj-rynok-kazani-6964.html

Похожие статьи:

СтатьиBigBoard Ukraine: итоги 2012 и прогнозы 2013 для наружной рекламы

СтатьиСо щитом или на щите

НовостиРазработчик законопроекта по "наружке" просит отложить рассмотрение проекта Звагельского