Саратов не хочет быть Москвой и Питером

7 декабря 2012 в 18:12
1797 просмотров
article105.jpg

Вместо того, чтобы разработать внятную концепцию размещения наружной рекламы, соответствующей интересам и бизнеса, и городского бюджета, администрация Саратова идет по пути тотальных запретов.



Рекламу загоняют в жесткие рамки

Отношение к наружной рекламе изменилось на федеральном уровне. В ноябре 2012 года Госдума в 1 чтении приняла проект, который ужесточает надзор в этой сфере. В частности, определен порядок демонтажа конструкций, существующих без действующего разрешения. Муниципалитеты смогут сносить такие сооружения за счет бюджета, а потом требовать возмещения с его собственника. При этом правом надзора будет обладать региональное ведомство, а органы местного самоуправления будут иметь право устанавливать перечень нарушений. Запрещается наносить рекламу на стены и крыши зданий, остановки общественного транспорта, тротуары и проезжую часть. Законодательно закрепляются сроки договоров использования рекламных конструкций – от 5 до 15 лет, а штрафы за нарушения закона существенно вырастут. Появится ответственность за использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции.
Рекламный рынок уже отреагировал на «заботу» законодателей. По оценке аналитиков сокращение рекламных площадей в этом году достигло 10%. При этом прогнозируется рост цен на размещение на 16–18% от существующих. В этих условиях сворачиваются долгосрочные рекламные компании. Прогнозируется уменьшение числа форматов наружной рекламы, перенос конструкций на окраины городов, снижение плотности рекламных площадей.
Существующий ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений", который был изменен в мае прошлого года, ввел серьезные ограничения на размещение рекламы на автомобильных дорогах. Эксперты уточняют, что российский рекламный стандарт соответствует европейским нормам. Там также запрещено устанавливать рекламные конструкции на транспортных развязках, чтоы не отвлекать водителей и не провоцировать пробки. При этом специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗИСП) при правительстве РФ настаивают, что данный ГОСТ необходимо применять при выдаче разрешений на размещение наружной рекламы.
Саратов запрещает рекламу
На этом фоне в нашем городе была разработана «Концепция размещения объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования «Город Саратов». Среди целей Концепции значатся «гармоничное сочетание объектов рекламы и информации с архитектурой зданий», «адаптация к условиям Саратова мирового опыта» и «использование новейших технических достижений в области наружной рекламы. Концепция предусматривает значительное сокращение отдельно стоящих рекламных строений в центре город и перенос больших форматов из центра «в места с неразвитой рекламной сетью». В историческом центре планируется оставить лишь малоформатные рекламные конструкции, которые могут быть размещены в пешеходных зонах и на тротуарах магистралей.
Ограничения саратовской концепции выглядят чрезмерно суровыми. Запрещаются не только отдельно стоящие щиты 3х6 м и более, но и крышные конструкции, брандмауэры на фасадах, светодиодные экраны, перетяжки, штендеры. Даже на малоформатные виды рекламы (сити-борды, пиллары, пилоны) вводятся ограничения на узких тротуарах, на набережной и видах на памятники истории и культуры. Причем, не оговаривается статус памятников: федерального и регионального значения.
Не будет допускаться реклама и на сетках, ограждающих строительные леса, при реконструкции памятников – на них придется воспроизводить рисунок фасада здания. На других объектах строительства реклама возможна, но только на время работ.
При всех этих строгостях отменяется регистрация в качестве средств наружной рекламы такие носители как афишные стенды и тумбы, газетные витрины и указатели, владельцами которых в нашем городе являются муниципальные предприятия. А заодно и остановочные павильоны.
Данная концепция уже вызвала возмущение в местном профессиональном сообществе. Так в Ассоциации рекламных агентств Саратова подсчитали, что реализация Концепции в ее нынешнем виде приведет к демонтажу 450 рекламных конструкций только в центральной части города. В результате городской бюджет Саратова потеряет около 23 млн. руб., а потери федерального и областного бюджета составят еще 11 млн. Кроме того, выполнение этих требований приведет к банкротству рекламных фирм, и более 200 человек, занятых в этой сфере, могут пополнить ряды безработных.
Впрочем, не только операторы рекламы возражают против подхода муниципалитета. В целом солидарно с ними и экспертное сообщество. Вот как прокомментировал ситуацию Владимир Шашко, председатель комитета по имиджевой политике при ТПП Саратовской области:
- Мы считаем, что некоторые действия администрации Саратова носят поспешный и импульсивный характер. Так было со сносом торговых ларьков, и с киосками "Роспечати". Необходимо выбрать взвешенную, продуманную политику по разумному размещению рекламы. Сейчас ситуацию нельзя назвать контролируемой. Могу привести в пример перекресток Университетская - Большая Горная, где находится 14 билбордов. Это отвлекает водителей, создает странное ощущение. Рекламы в центре должно быть немного. Поэтому подход нужно менять. А вот полного запрета на рекламу в центре быть не должно. Пока существует власть, ее будут обвинять в предвзятости. Поэтому чиновник не может сам разработать концепцию размещения наружной рекламы в городе. К этому нужно привлекать общественность, бизнес, экспертное сообщество. Нужно создать комиссию, которая выработает согласованный подход, а не поручать это группе чиновников.

Москва и Питер подают пример

Во многих регионах России происходит ужесточение правил функционирования рынка наружной рекламы.
Например, в Казани в первой декаде декабря 2012 года был утвержден новый регламент размещения наружной рекламы. Им вводятся четкие указания, где и как надо размещать настенные панно, брандмауэры и другие рекламно-информационные конструкции, а также регламентирует вид текста и графики рекламных сообщений. Конструкции, не соблюдающие эти требования, могут быть демонтированы мэрией без разрешения суда. В Краснодаре только собираются в 2013 году разработать концепцию размещения рекламы, и намерены привлечь к этому ведущих московских экспертов.
А в Сургуте готовящиеся изменения федерального законодательства в сфере наружной рекламы вызвали настоящий крах отрасли. Рекламные агентства стали уходить с рынка, перестали платить аренду в городской бюджет – долги на начало 2012 года составляли более 4 млн. руб., а администрация была вынуждена выделить 9 млн. руб. на снос рекламных конструкций. При этом незаконные щиты продолжают существовать, только доход с них город не получает. А вот в Туле, наоборот, планируют увеличение бюджетных доходов от рекламы. Они объявили аукцион на заключение договора по размещению наружной рекламы на 2013 год. Победитель перечислит в бюджет более 28 млн. руб., что почти в 4 раза больше, чем поступления в этом году.
Но если Тула для Саратова не указ, то можно посмотреть, как решают проблему рекламы в столицах – Москве и Питере. Да, в Москве тоже планируется сокращение числа рекламных конструкций, но там «под нож» пойдут не самые распространенные рекламные форматы. По некоторым данным ГОСТу в Москве не соответствуют до 80% рекламоносителей, но сокращено в среднем по городу будет лишь 24% конструкций. В департаменте СМИ и рекламы Москвы считают, что если жестко придерживаться ГОСТа, то рекламы в городе вообще быть не должно. И чиновники стараются найти компромисс.
В Санкт-Петербурге тоже разработали свою концепцию развития наружной рекламы. Сейчас Петербург занимает пятое место по объему рекламы после Москвы, Ростова-на-Дону, Челябинска и Новосибирска. Во второй столице весь город разделили на 3 зоны: центральную, городскую и пригородную. Но даже в центральной, исторической части, реклама полностью не запрещена: регламентирован размер рекламных щитов, который не должен превышать восемнадцати квадратных метров (сейчас есть и существенно больше). Вводятся ограничения и на расположение рекламных баннеров вблизи зданий. В городской зоне ограничений меньше, но реклама запрещена на фасадах и строительных заборах. Такие рекламные носители возможны лишь в пригороде. На перекрестках решено сократить число рекламных носителей в два раза, и перенести основной объем рекламных сообщений на общественный транспорт. Операторы рекламного рынка в целом сочли эту концепцию разумной: после ее реализации число рекламных площадей должно возрасти почти на 20%.
Почему бы Саратову не перенять опыт двух российских столиц?
Маргарита Спиричева
http://riasar.ru/news/articles/item/14483-saratov-ne-hochet-byt-moskvoy-i-piterom