Петербуржцы недовольны рекламными экранами на жилых домах
В редакцию «Делового Петербурга» обратилась жительница одного из домов на ул. Подвойского (Невский район) Наталья Ерёмина. По её словам, нынешнем летом в фасад «вбили огромные металлические штыри», а затем приварили к ним металлические конструкции. В управляющей компании ей предоставили подписанное другими жителями согласование на установку баннера. Но на днях рабочие начали монтаж не баннера, а мониторов, с задней части которых к стене жилого дома примыкает множество кабелей. По данным петербурженки, работы ведёт компания MishkaMedia.
«Установка медиафасада вместо баннера является нарушением прав собственников, которые не давали разрешение на этот вид установки. Это непосредственно затрагивает мои права как собственника, так как мониторы располагаются непосредственно вдоль стены жилой комнаты, что будет влиять не только на состояние самой стены и раствора, скрепляющего кирпичную кладку, но и на здоровье, а также рыночную стоимость жилья», — считает Наталья Ерёмина.
Сколько видеорекламы на жилых домах
“ДП” изучил выданные с 2008 года разрешения на установку рекламных конструкций с типом “дисплей”. По подсчетам “ДП”, сегодня в Петербурге сохраняется не менее 30 такого рода объектов. Общая площадь поверхности экранов превышает 1,4 тыс. кв. м, что, например, в 1,8 раза больше площади Большого Тронного зала Зимнего дворца.
Самый большой экран в городе расположен у Московских ворот на нежилом здании на Московском пр., 105–107, — его размер 144 кв. м. Средний же размер конструкции составляет около 60 кв. м. Больше всего дисплеев представлено в Центральном, Красногвардейском и Выборгском районах. 18 конструкций расположены в зонах охраны и регулирования застройки. Около половины всех экранов были установлены по заявлению компании “Северная столица”.
“ДП” насчитал 13 дисплеев на нежилых зданиях (среди которых торговые и бизнес–центры, а также, например, стадион “Петровский”) и восемь — на жилых домах.
Все разрешенные ранее рекламные конструкции на жилых домах расположены в центре города (семь в Центральном районе и одна в Петроградском). В пяти случаях идёт речь о памятниках архитектуры. Два из них стоят на Невском пр. (дома №64 и 87/ 2), а остальные — это жилые дома на Каменноостровском пр., 38 (у Большого пр.), на Лиговском пр., 149 (у Обводного канала), и на Шпалерной ул., 22 (у Литейного моста).
Хотя экраны составляют менее 1% рекламных конструкций в городе, они, очевидно, заметнее других.
Как жители боролись с рекламными экранами
С видеорекламой уже не раз пытались бороться. Так, жильцы уже упомянутого дома на Каменноостровском, 38, обращались в прокуратуру. Их беспокоило в том числе возможное излучение от экрана.
На дисплей на Лиговском, 149, подавали жалобу на портале “Наш Санкт–Петербург”. Но в комитете по печати тогда ответили заявителю, что “рекламная конструкция установлена с согласия собственников многоквартирного дома”, на неё выдано разрешение и “собственники помещений вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов”.
Судебный процесс по поводу рекламного экрана на крыше здания на Сенной пл. шёл несколько лет. ТСЖ “Сенная площадь, 7” пыталось признать недействительным заключенный в 2022 году договор с компанией “Новая столица”. А компания в свою очередь требовала признать незаконным отказ ТСЖ от исполнения этого договора. В июле этого года кассационная инстанция признала отказ товарищества от исполнения договора законным. Правда, ранее у ТСЖ был договор на ту же конструкцию с другой компанией — уже упомянутой выше “Северной столицей” и требования о демонтаже в этом иске не выдвигались. Так что спор, похоже, носил имущественный характер.
Как согласуют рекламные экраны
Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ “Качкин и Партнёры” Дмитрий Некрестьянов в комментарии “ДП” разъяснил, что в отношении таких объектов подлежат применению требования Правил благоустройства Санкт–Петербурга. Фасады и крыши являются объектами благоустройства — соответственно, их изменение, в том числе путём размещения рекламы, носит разрешительный характер. Также следует обратить внимание на требования Жилищного кодекса РФ в части распоряжения общим имуществом (так как стены и крыша дома — это ещё и общее имущество МКД). На практике без согласия жильцов можно размещать информационные таблички (содержащие название и время работы, например, магазина). Рекламные же конструкции требуют наличия решения собственников квартир. То есть сначала надо установить, было ли решение собственников МКД о согласовании. И если нет, то уже в административном или судебном порядке защищать свои права на общее имущество.
Как появились рекламные экраны
Судьба рекламных экранов стала предметом дискуссии между комитетом по печати с одной стороны и комитетами по градостроительству и архитектуре и по охране памятников — с другой. Комитет по печати, судя по всему, согласовал ряд экранов, что, вероятно, и обеспечило им защиту от демонтажа и долгую жизнь. В свою очередь КГА и КГИОП склонялись к той точке зрения, что в центре города подобные вещи нежелательны (в особенности подобное неприемлемо на памятниках архитектуры), и своих согласований не выдавали.
По поводу некоторых конструкций (например, на Каменноостровском, 38) чиновники даже судились, но, похоже, не слишком успешно. В результате экраны как будто оказались в серой зоне, что, впрочем, вряд ли мешало им приносить прибыль.
Ранее OOH Mag писал, что агентство Mishka Media стало победителем торгов на размещение наружной рекламы в Санкт-Петербурге, за что компания заплатит 1,4 млрд рублей.
Фото: spbdisplay
Источник: “ДП”