Проблемы наружки скрыты внутри
Издание bclass.ru разбиралось в том, ждёт ли рынок наружной рекламы Архангельска трансформация.
31 декабря 2024 года — важная дата для владельцев рекламных конструкций по всей стране. Именно в этот день закончился срок пролонгации договоров на их установку. Иными словами, все те, у кого был заключён договор с муниципалитетом или иным владельцем государственного имущества (земли или зданий, где расположены билборды) вправе подать собственнику заявление на продление договора без дополнительных торгов. Соответствующий федеральный закон приняли ещё в апреле прошлого года.
Процедура довольно проста, как и условия пролонгации. Согласно тексту закона, от рекламораспространителей требовалось соблюсти лишь два пункта: подать заявление и не иметь долгов по аренде. Однако в Архангельске ситуация сложилась не в пользу действующего рекламного бизнеса: практически все заявления на продление договоров администрацией города отклонены. Причина — несоответствие конструкций архитектурному облику города, что трактуется чиновниками по-разному.
Официально в документах позиция властей изложена следующим образом: «Согласно информации департамента градостроительства администрации городского округа «Город Архангельск», в отношении рекламных конструкций, установленных по договорам, указанным департаментом, зафиксированы нарушения, в том числе в части внешнего архитектурного облика»… Предприниматели, занятые данным видом бизнеса, говорят о том, что такая формулировка весьма субъективна, так как нигде не прописаны критерии, по которым можно эти требования оценить. К тому же, с их слов, ранее подобных замечаний со стороны муниципалитета не возникало.
По мнению участников рынка, сейчас с наружной рекламой происходит примерно то же, что и с общественным транспортом: вместо отдельных конкурирующих игроков готовится прийти один — большой, известный, федеральный. Однако есть нюанс. Если продолжать сравнение с транспортной реформой, то «пазики» не устраивали горожан, и вопросов к их владельцам было более, чем достаточно, в том числе у городских властей. К тому же у перевозчиков истекали сроки действия договоров. К наружной же рекламе с 2018 года и до недавнего времени претензий в этом плане со стороны муниципалитета не звучало.
Прийти к общему знаменателю и решить вопрос в досудебном порядке у сторон не получилось, и сегодня в арбитражном суде, профильных надзорных ведомствах скопились десятки дел и заявлений: часть исков поступила от администрации города — в отношении предпринимателей, часть жалоб — наоборот, от владельцев рекламных конструкций к городским властям.
Немаловажно, что задолженностей по договорам аренды предприниматели не имели — эту информацию подтвердили в финансовом блоке администрации Архангельска.
«По сути, власти хотят без выплаты компенсации убрать рекламные конструкции, на которые сами же выдали разрешение на основании аукциона, причём получив по его итогам достаточно большие деньги. Всё усугубляется появлением заинтересованной в выходе на архангельский рынок федеральной компании: это значит, что наши сотрудники лишатся работы, а местный бюджет — налоговых поступлений», — рассказывает представитель оператора наружной рекламы «НОРД-МЕДИА» Алексей Ершов.
Участников рынка настораживает также тот факт, что обсуждения проблемы проходят без привлечения представителей предпринимательского сообщества.
Так, ещё в середине ноября 2024 года в Архангельской городской Думе с участием депутатов и профильных сотрудников администрации решались актуальные для города вопросы, включая вопрос о баннерной наружной рекламе, которая, со слов некоторых народных избранников, «стара как мир» и нуждается в трансформации. Директор департамента градостроительства Елена Писаренко, характеризуя общую ситуацию в отрасли, сообщила депутатам о том, что уже определены около ста абсолютно новых мест по всему городу, за исключением окраин, для размещения современных рекламных конструкций, в том числе цифрового формата. Интересно, что ни один из участников рынка наружки на том заседании не присутствовал и о готовящихся нововведениях предприниматели узнали из пресс-релизов. При том что с предложениями установить современные экраны операторы, с их слов, обивают пороги администрации муниципалитета уже больше года.