«Плачут горючими слезами»
Рынок наружной рекламы в Новосибирске, как зеркало, отражает то, что сейчас происходит с экономикой. Множество пустых баннеров, билбордов и лайтбоксов в городе говорят о том, что на рекламном рынке серьёзнейший кризис. При этом сферу наружной рекламы не включили в перечень отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса. «Новосибирские новости» попросили ведущих рекламщиков города оценить степень падения рынка, а также дать прогнозы, как быстро он восстановится после отмены режима самоизоляции.
Александр Суедов, коммерческий директор оператора наружной рекламы «ДизайнМастер»:
— То, что сейчас происходит на рынке наружной рекламы — это катастрофа. Проблема в том, что правительство не внесло рынок наружки в перечень отраслей экономики, пострадавших от коронавируса. Наших рекламодателей признали пострадавшими, а нас почему-то нет. Хотя мы одна из самых пострадавших сфер. Пишем письма Мишустину, просим хотя бы аренду отменить или давать социальную платную рекламу, чтобы хоть как-то платить людям зарплату. Пока никакого ответа не получили. На местном уровне отвечают, что денег нет, все ориентированы на центр и ждут, что скажет Москва.
Наружка требует потребителя на улице. Сейчас все рекламодатели взяли паузу, поскольку не понимают, когда людям разрешат выйти на улицу. И многие из тех, кто не закрылся и работает, говорят, что им нет смысла размещаться, потому что на улицах нет потребителей. В Новосибирске падение трафика мы фиксировали три недели, последнюю неделю он растёт, мы это постоянно анализируем.
Что касается объёмов падения, то на текущий (второй) квартал мы прогнозируем падение 50-60% от запланированных объёмов. Итоги года прогнозировать сложно, всё зависит от того, когда закончится режим карантина. Если его продлят до июля, то по году падение будет 60-70%.
Но вопрос не столько в карантине, а в том, что многие предприятия просто не переживут этот кризис и закроются.
Федеральные компании сократят свои бюджеты. Основные сокращения в первую очередь касаются маркетинга и рекламы. Непонятно, когда авиакомпании и туризм вернутся, когда концертники-афишники начнут работу. Массовые мероприятия могут быть под запретом до конца года. Сейчас говорят, что до сентября точно никаких массовых мероприятий никто не разрешит. То есть этот сегмент отвалился ещё минимум на квартал.
Ещё один большой сегмент — это торговые центры. Та же ИКЕА сняла всю рекламу, потому что нет смысла рекламировать закрытые магазины.
Продуктовый ритейл, который сейчас переживает золотые времена, тоже, как ни странно, снимает рекламу со словами: «Зачем нам рекламироваться сейчас, если у нас каждый день как Новый год? Зачем нам тратить деньги на рекламу, если её и показывать некому — улицы пустые?» Автодилеры тоже не намерены рекламироваться, поскольку всё, что у них было, они практически продали, а новых поступлений не ждут, потому что границы закрыты и производства стоят.
Падение сегмента indoor-рекламы может по итогам года составить 100% — кинотеатры закрыты, в ТЦ и аэропортах тоже нулевая экономика.
На радио и на телевидении был в марте всплеск, но сейчас уже падение. Людям надоело смотреть новости, и они переключились на фильмы без рекламы на платных подписках.
По самым осторожным прогнозам, рынок наружки вернётся к домартовским показателям только в первом квартале 2021 года — то есть через год. Постепенно, и уже не в таком объёме.
Алексей Войнов, руководитель компании «Вавилон», которая занимается световой наружной рекламой:
— Ситуация печальная не только для рекламной отрасли, но и для всех отраслей. У нас нет работы, нет заказов, потому что заказчики тоже не работают. Неоткуда браться заказам. Горючими слезами плачут, потому что у них копятся долги — по аренде, по зарплатам сотрудников, по налогам и другим обязательным платежам. Мы не знаем, как долго продлятся карантинные меры.
Не понимаем глубины кризиса. Коронавирус закончится, но это не означает, что всё сразу станет, как было. Не будет, как было.
Мой прогноз — ещё как минимум полгода после снятия карантина бизнес будет выходить из этого состояния. Будет выживать. И ни о каком развитии бизнеса речи вообще не будет идти. А наш сегмент — световая реклама — востребован именно в период развития бизнеса. Развиваться они начнут ещё очень не скоро. Чем дольше мы сейчас пробудем в состоянии карантина, тем дольше бизнес будет выходить из него.
Владимир Кромм, руководитель направления собственных рекламоносителей компании «Реклама Онлайн»:
— Наружная реклама, которую сейчас вы видите в городе, была забронирована в январе, феврале и марте. Начиная с 25 марта, когда ввели ограничительный режим, мы перестали получать новые заявки от клиентов. Были и заказчики, попросившие снять уже размещённую рекламу. Мы не получаем сейчас даже запросов на просчёты размещения рекламы. Такая вот ситуация на рынке. Около 100 наших менеджеров делают ежедневно десятки звонков клиентам. Обзванивая весь Новосибирск, они смогли наработать всего четыре запроса. Сложно оценить размер катастрофы — стало хуже в 10 или в 100 раз. Я не знаю, как оценить, но точно падение сейчас не в два и не в три раза.
Автомобильный трафик снизился, но не в десятки и не в сотни раз. Вместе с тем активность рекламы напрямую зависит от трафика. Видимо, у рекламодателей свои причины. Снижение рынка наружной рекламы в десятки раз больше, чем снижение трафика. Это же касается и метро, и Горэлектротранспорта.
Когда закончатся карантин и эпидемия, рекламодатель, конечно же, вернётся. Но уж точно не к тем ценам, какие были до этого. Цены будут заметно ниже. Сейчас мы видим на рынке серьёзный демпинг — от отчаяния. Что из этого выйдет, сказать сложно. Последние торги город провёл на очень высоких ценах, и как эта ситуация в итоге обернётся, непонятно.
От кризиса пострадают все отрасли. Но степень их потерь будет разной. Такие компании, как «Новосибирскэнергосбыт», например, или сотовые операторы, доходы свои не потеряют и как рекламодатели останутся. Розничные непродовольственные магазины сейчас просто закрыты. Бары и рестораны очнутся не скоро. Театры, концерты, выставки, ярмарки — тоже. Автодилерам вроде разрешили работать, но на их рекламной активности это пока никак не отразилось.
Вся надежда на застройщиков — им разрешили работать, к тому же они уже что-то понастроили, надо это как-то продавать.
Денис Денисов, директор по развитию рекламно-производственного агентства «АБВ Легион»:
— Особых проблем сейчас нет только у сетевых продуктовых магазинов. Продукты — это всегда актуально. Остальные, конечно же, почувствовали влияние кризиса и пандемии. Есть надежда, что они отложили свои рекламные кампании на лучшие времена.
Если люди не оставят свой бизнес, то можно надеться на отложенный спрос, благодаря которому потом, когда карантин отменят, рекламный рынок восстановится.
Спад рынка произошёл где-то на 70%. Малому бизнесу сейчас тяжелее всего. К примеру, у нас есть один заказчик — магазин премиальной одежды. Они только сделали ремонт в помещении, завезли товар и сразу же были вынуждены закрыться. В итоге остались с большими долгами, и как они это всё переживут, я не представляю. В общем, сейчас непонятно, какой след оставит карантин. Если сегмент дешёвой одежды более востребован, шансов выжить у него больше. Спрос же на премиальные пиджаки по 60 000, видимо, будет не очень высоким.
Те, кто не закрылись на карантин, будут развиваться, и потребность в рекламе у них останется. Без рекламы бизнес не может существовать, поэтому если люди захотят развиваться, то они будут рекламироваться. Те, кто выделит средства на рекламу, останутся на рынке, в отличие от тех, кто сэкономил на рекламе и остался невидимым. К ним и покупатели не пойдут.
Фото: Павел Комаров
Автор: Лариса Сокольникова
Источник: nsknews.info