ПОГРУЗИТЕСЬ В ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ
Депутаты предложили пролонгировать наружку

Депутаты предложили пролонгировать наружку

В Госдуму внесли проект о возможности пролонгирования контрактов для наружной рекламы, сообщает газета «Ведомости».

Депутаты внесли в Государственную думу законопроект, который может позволить outdoor-операторам пролонгировать контракты на конструкции на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документ опубликован в думской электронной базе данных 22 февраля.

Сейчас права на разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций разыгрывают в рамках торгов. Срок, на который заключаются контракты, должен составлять от пяти до десяти лет. До 1 марта 2023 года операторы наружной рекламы могли продлить действующие контракты на конструкции на срок до года.

В июне 2022 года глава Комитета ГД по экономической политике Максим Топилин заявил, что предлагаемые законодательные меры (отсрочка очередного платежа за пользование земельными участками и продление срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на один год без проведения торгов — прим. ред. OOH Mag) «позволят снизить административную нагрузку, развивать бизнес-проекты, инвестиционные решения в области рекламы, выстраивать цепочки поставок, налаживать взаимодействие с новыми торговыми партнерами и сохранять рабочие места».

Уже в первом полугодии 2023 года сегмент наружной рекламы вырос на 25–30%. При этом около 50% всех бюджетов наружной рекламы распространяется на Москву и Московскую область, на Санкт-Петербург — 11–12%, остальные регионы получают 38–39%.

Новой инициативой предлагается закрепить за outdoor-операторами возможность до 31 декабря 2024 г. продлить контракты на указанные конструкции на срок до 10 лет. При этом в соглашении на пролонгацию должен содержаться пункт о ежегодной индексации размера платежей по контракту на размер уровня инфляции.

Новый законопроект не лишен парадоксов, подмечает Adpass. В пояснительной записке говорится о выпадающих доходах бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. Авторы пишут, что поправки необходимы, чтобы «обеспечить бесперебойное пополнение бюджетов всех уровней». При этом они предлагают продлить договоры даже тем компаниям, у которых есть долги перед бюджетом: пролонгация возможна «независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору» и «не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения», написано в законопроекте.

Помогут ли исправить ситуацию с платежами в бюджет новые аукционы или продление контрактов с индексацией старых арендных платежей — дискуссионный вопрос, считает член «Деловой России» и Ассоциации юристов России Дмитрий Крючков.

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга Владимир Рябовол считает, что условия предоставления такой опции должны дополнительно обсуждаться с учетом мнения экспертов ФАС.

«Инициатива депутатов Госдумы требует дополнительного изучения и всесторонней оценки как с точки зрения права (в этом смысле крайне важна позиция Федеральной антимонопольной службы), так и финансовых прогнозов на предмет оценки возможного сокращения поступлений в бюджет субъектов РФ», – цитирует Рябовола ТАСС.

Согласно данным мониторинга компании Admetrix, сегмент цифровой наружной рекламы (DOOH) вырос на рекордные 63% в 2023 году и составил 26,8 млрд руб. Коммерческая загрузка цифрового инвентаря поднялась на 5 пунктов и демонстрирует пиковые значения за последние пять лет.

Стоимость и объем заполнения рекламных конструкций в России только растет, выручка операторов увеличивается и нет аргументов, чтобы просто так делать подобные пролонгации, прокомментировал «Ведомостям» директор медиагруппы «Рим» Илья Фомин. При этом «общероссийскую пролонгацию» Фомин поддерживает. А вот в Москве, считает он, «для развития отрасли» необходимо обеспечить условия конкуренции, в том числе через проведение торгов.

Московский бюджет регулярно недополучает деньги от наружной рекламы. Причинами недобора платежей в разное время назывались банкротство нескольких операторов, выигравших аукционы в 2013-2014 году, эпидемия коронавируса и уход иностранных рекламодателей.

По итогам торгов 2013 г. за рекламные места в Москве средняя стоимость ежегодного платежа за конструкцию формата 3 х 6 м составила около 1,6 млн руб., отмечает Дмитрий Крючков в комментарии «Ведомостям». Однако с 2016 г. столичные власти не собирают с участников торгов заявленные суммы. Пиковые поступления за аренду конструкций под рекламу пришлись на 2013–2015 гг. и составили в среднем около 11 млрд руб. в год. Затем размеры арендных платежей непрерывно снижались: в 2016–2017 гг. они составили уже 3,34 млрд и 4,8 млрд соответственно, а в 2020 г. всего 1,32 млрд руб. Из запланированных на 2021 г. 4,3 млрд руб. поступлений от аренды конструкций к июлю в бюджет поступило 1,1 млрд, следует из информации, опубликованной на сайте правительства Москвы.

Авторами законопроекта выступили депутаты от всех думских фракций, – в том числе, Максим Топилин из «Единой России», Николай Арефьев из КПРФ, Станислав Наумов из ЛДПР, Дмитрий Гусев из «Справедливой России», Антон Ткачев из «Новых людей» и др.

Дмитрий Крючков, прокомментировал изданию Adpass, что новый законопроект, по его мнению, создает правовую коллизию.

«Концепция статьи 19 закона О рекламе предусматривает конкурентную процедуру распределения рекламных мест с определенной периодичностью, а депутаты, по сути, предлагают заморозить текущую ситуацию и на десятилетие закрыть этот рынок, — отметил юрист. — Учитывая, что крупнейшие парламентские фракции, по-видимому, поддержали законопроект, прохождение документа через Думу во многом будет зависеть от позиции, которую займет по этому вопросу правительство».

Реализация законопроекта о продлении в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и недвижимом имуществе, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не приведет к монополизации рынка наружной рекламы. Об этом заявил ТАСС один из авторов законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов.

Парламентарий высказал мнение, что по этому вопросу будут дискуссии, в частности, на площадке комитета Госдумы по экономической политике.

«Мы открыты для любого рода поправок ко второму чтению, если есть необходимость что-то детализировать, конкретизировать. Регионы, безусловно, должны высказаться, мы ждем обратной связи от всех субъектов Федерации», – сказал Наумов, подчеркнув важность соблюдения баланса интересов как региональных, так и федеральных участников рынка.

«Сейчас две этих компании (имеется ввиду ГК Russ и поглощенная Gallery — прим. ред. OOH Mag) контролируют 95% рынка наружной рекламы Москвы, – сообщил в июле 2023 года Тимур Марданов, директор федеральной партнерской сети казанской медиагруппы «РИМ». – А рынок наружки Москвы – это 50 % рынка России. При этом ФАС сделку одобрил, поскольку рассматривает наружную рекламу не как самостоятельную единицу, а как часть большого рекламного рынка, включающего в себя интернет, телевидение, печатную рекламу и другие».

OOH Mag писал, что в 2022 году уже происходило нечто подобное. Тогда депутат Госдумы Артем Кирьянов внес на рассмотрение законопроект о создании единого оператора рекламы. Инициатива предполагала создание монополиста, который мог бы в течение 30 лет контролировать все рекламные поверхности в стране, и на тот момент таким оператором могла стать только Russ Outdoor. Однако эта попытка монополизации вызвала настолько мощное и консолидированное сопротивление всех участников рынка (кроме самого интересанта, конечно же), что скандальный законопроект был снят с рассмотрения без обсуждений. Теперь, похоже, история повторяется.

Крупнейший игрок рынка Out of Home – группа компаний Russ. В июле 2023 г. эта ГК после закрытия сделки по покупке второго по размеру выручки оператора наружной рекламы – компании Gallery – заняла в Москве более 95% этого рынка от общего количества рекламных поверхностей и более 50% от всех поверхностей в России по оценке СОНР.

© 2010-2024 OOHMAG.RU

Scroll To Top