Рекламораспространители выступили против идеи единого оператора
Участники рынка считают монополизацию цифровой наружной и электронной рекламы противоречащей закону, сообщает РБК.
Рекламные компании Башкирии обратились к руководству республики и города с просьбой поддержать протест участников рынка против создания «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений». Создание такой федеральной организации предусмотрено поправками в закон «О рекламе», принятыми Госдумой в первом чтении 15 июля 2022 года.
По мнению авторов обращения, передача полномочий по размещению всей цифровой наружной рекламы в России в руки одного оператора противоречит закону. Единый оператор не только получит монопольные права, но и сможет диктовать условия размещения рекламных конструкций в регионах и вмешиваться в содержание рекламных сообщений, считают авторы.
«Остальные участники рынка наружной рекламы, давно выполняющие свою работу, потеряют возможность формирования качественной адресной программы. У регионов будет изъято ключевое полномочие — планирование схемы размещения рекламных конструкций, что фактически создает прецедент вмешательства коммерческой компании в полномочия органов власти по формированию обличия города. Кроме того, органы местного самоуправления будут обязаны согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций, а также их содержание (включая социальную и политическую рекламу) с единым оператором», — говорится в обращении «Союза операторов наружной рекламы».
Директор уфимского филиала компании Gallery, один из подписантов обращения против законопроекта Олег Левин сообщил, что документом предлагается создать фактически монопольный рынок, а других участников поставить в неравные условия.
«Законопроект создает монополиста на рынке. Одному единому оператору отдают права на размещение наружных цифровых конструкций сроком на 30 лет без проведения торгов и получения разрешений по схеме, которую разрабатывает сам оператор. То есть по всей России, в тех местах, где он захочет, он сможет устанавливать свои конструкции. Местные власти при этом могут только оказывать содействие при подключении конструкций к электропитанию — и все. То есть у местных властей отбирается право решать, где какую рекламу ставить», — сказал Левин.
Документом предлагается выбирать единого оператора из числа самих рекламных компаний, пояснил представитель рынка. А это означает, что коммерческая организация фактически получит часть полномочий органов местной власти, что противоречит закону.
«То есть одна коммерческая структура становится и единым продавцом рекламы, и тем органом, который решает, где эту рекламу поставить», — говорит Левин.
Директор филиала Gallery также опроверг появившуюся в соцсетях информацию, что петиция представителей рекламной отрасли была инициирована местными властями, которые опасаются потерять контроль за городским и региональным рынками рекламы. По словам Олега Левина, местные операторы и власти выступают консолидированно в своей негативной оценке законопроекта, так как он наносит ущерб как рекламному рынку в лице операторов и рекламодателей, так и местным властям, которые утратят свои полномочия и потеряют доходы в местные бюджеты. За последние пять лет Уфа заработала на этом 450 млн рублей, отметил собеседник.
Несостоятелен и довод о том, что региональные рекламные рынки контролируются иностранными лицами, сказал эксперт. Большинство представителей отрасли — это местные компании, субъекты малого и среднего бизнеса.
Член Гильдии маркетологов России Анастасия Птуха отметила, что законопроект разрабатывается и принимается без учета мнения профессионального сообщества и содержит большое количество потенциально опасных для отрасли положений.
«В одном документе смешано огромное количество видов рекламной деятельности. Нет учета специфики рекламных платформ вроде Avito, наружной рекламы и других носителей. Получается, что некоторые из крупных рекламных операторов, классифайдов как Avito, резко окажутся в невыгодном положении и просто не смогут выжить. Сейчас мы говорим только о том, что лежит на поверхности. Наверняка этот закон привнесет другие подводные камни и сложности для рынка, которые не видны на данном этапе», — сказала Птуха.
При этом эксперт указала, что успешная практика совместной работы профессионального сообщества и законодателей есть. В частности, при принятии законов об IT-льготах в обсуждении участвовали все желающие отраслевые объединения.
Ранее OOH Mag сообщал, что бизнес видит риски в создании единого DOOH-оператора.
Фото: Gallery